пятница, 28 июня 2013 г.

Материалы и инструменты для батика

Ну вот, закончилась учеба в Академии, и я могу снова заниматься своим любимым блогом.

Сегодня пишу первую заметку про батик, в которой по просьбе Марии Кармановой расскажу о том, что потребуется для работы батиком.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.
А это значит, нужна ткань.  Лучшей тканью для батика является натуральный шелк, но начинать обучаться приемам можно на искусственном материале. Я буду рассказывать о рисовании по искусственному шифону. Если Вам понравится батик, в дальнейшем Вы сможете попробовать рисовать и на натуральных тканях.

Ткань необходимо натянуть на раму. В продаже есть специальные рамы для батика, но они дорогие. Лучше заказать раму какому-нибудь умельцу из Вашего окружения.  Для первых уроков подойдет даже обыкновенная деревянная рамка от старой картины. Или пяльцы большого размера, что намного хуже.


Очень простая по конструкции рама с вырезанными пазами, несмотря на свою простоту, а может и благодаря ей, одна из лучших конструкций. Я опишу размеры моей рамы: она состоит из четырех реек с пазами для скрепления между собой. Длина рейки зависит от величины вашего изделия: для платка 100-150 см, для шарфа длина продольных реек может доходить до 200см Высота рейки 4-5 см, ширина - 2-2,5 см Глубина паза 2-2,5 см, ширина его зависит от ширины рейки. расстояния между пазами 10 см минус ширина рейки (т.е. 8-7,5 см).
Нужны кнопки для закрепления ткани на рамке.
Деревянные рамы должны быть сделаны из мягкого дерева (сосны), чтобы было удобно втыкать кнопки при натяжении ткани.




Рисовать будем специальными красками по ткани. Они тоже разных видов, но брать нужно простые. Это краски, которые разводятся водой и закрепляются утюгом: краски акриловые для росписи ткани. Купите для начала основные цвета: красный, синий, желтый - и черный. Можно купить недорогой набор, где есть еще резерв и трубочка.
Батик — ручная роспись по шёлку. На шёлк наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв.


Кисти тоже не следует покупать дорогие. Вам потребуется несколько щетинных кистей 10-12 размера и несколько  кисточек из колонка или белки. Еще нужны флейцы - такие, как применяют в малярном деле - для раскрашивания больших участков или смачивания ткани водой. Намочить ткань можно и губкой из поролона.

Еще потребуется мочевина и крупная и мелкая соль - это все для получения специальных  эффектов.

Для того, чтобы больше узнать о батике, достаточно набрать в поисковой строке <Yandex>  или  <Google> ключевые слова: батик, роспись по ткани и т.д. Я не вижу смысла перепечатывать уже кем-то написанное, поэтому историю батика и все, о чем захочется узнать подробнее, прочитайте в интернете. Информации очень много.

На страницах моего блога я буду обучать вас именно своей авторской технике росписи ткани при помощи соли и других технических приемов. Конечно, начальные необходимые знания из холодного батика Вы тоже получите, потому что без них не обойтись.

Из своего опыта преподавания я сделала вывод, что лучше всего обучать холодному батику через сырую акварель. Уж очень много общего у этих видов рисования. Поэтому купите еще не самые плохие акварельные краски и обыкновенную бумагу для рисования формата А3. Очень мягкий карандаш и резинку. Мягкий карандаш 5B и более нужен для ткани, а по бумаге можно рисовать обыкновенным карандашом HB. Вместо резерва на бумаге будем использовать восковые мелки.

Все эти материалы Вам пригодятся, когда мы начнем украшать жилище своими собственными картинами. И это будет совсем скоро, параллельно с обучением батику.

21 комментарий:

  1. Какая прекрасная тема! Обожаю батик и всё мечтаю научиться. Уже пробовала немного, на маленькой картинке. Купила ткань и краски для батика, а так же резерв. А Вы советуете начать с акварели?
    Буду с нетерпением ждать уроки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, а я постараюсь побыстрее приготовить свой урок, чтобы не заставлять Вас долго ждать.

      Удалить
    2. Елена, надо же ещё и краски купить с бумагой.
      Так начало будет с акварели?

      Удалить
    3. Конечно, Ольга! Про краски и бумагу я написала в статье. А начинать будем именно с акварели. Если Вы уже довольно хорошо рисуете, то можно не проходить начальные уроки. Просто подождите, когда начнется батик. Но есть люди, которые не умеют рисовать, и я должна это учитывать.

      Удалить
  2. Елена,я рисовать не могу вообще!!! Поэтому буду учиться о всеми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прекрасно! Подключайте к урокам детей или внуков - вместе рисовать интересней. Я писала статью для батика, поэтому не указала, что тем, кто будет обучаться рисованию, потребуется еще гуашь. Возьмите самый простой набор из шести цветов. Главное, чтобы там была белая краска. Можно купить по отдельности: три основных цвета, белую и черную.

      Удалить
  3. Леночка, а акварельных красок сколько должно быть, если покупать набор?
    А мои внучки ещё маленькие- по 3 года и живут в другой стране СНГ. Вот научусь сама, хоть немножко, а потом и их буду учить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, позвоните мне по скайпу, там проще будет объяснить.

      Удалить
  4. Елена, прочитала Вашу статью про батик.Раньше очень хотелось научиться этому. Сейчас, к сожалению, пока не хватает времени. Но у меня подрастает внучка, которая очень любит рисовать. Буду учить ее. Еще один вопрос.Елена, я торгую женской одеждой. Раньше я работала с одной фирмой, которая специализируется на батике. Сейчас я прекратила с ними работать, а вещи еще остались. Но у меня возникла проблема: уже два изделия после продажи были мне возращены, так как после стирки полиняли разводами. Теперь я не могу отослать их на фирму, так как уже не сотрудничаю с ними. Сейчас я могу как-то закрепить рисунок или это уже не возможно? я сняла с продажи оставшиеся вещи, потому что не хочу портить свою репутацию. Заранее благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Татьяна. К сожалению, я могу только посочувствовать Вам по поводу полинявших вещей. Я даже посоветовать ничего не могу, потому что не знаю какой батик Вы продавали: какая там ткань, какой краской красили... Хороший батик так просто не смывается и не расплывается разводами. Делайте выводы.

      Удалить
  5. То-то и оно, что фирма известная, не раз занимала награды на конкурсах., постоянно участвует на международных выставках. Мне сказали, что иногда художники забывают закреплять рисунок, то есть халатно относятся к своему делу. Но как это теперь исправить - неизвестно.

    ОтветитьУдалить
  6. Ух, ты какая тема!
    Мне так нравиться батик, но рисовать вообще не умею.
    Скажите а можно рисовать батик тем кто вообще рисовать не умеет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Махаббат! Не может быть, чтобы девушка с таким красивым именем не умела рисовать. Было бы желание - научиться не сложно. Тот батик, который знаю я, рисовать могут все.

      Удалить
  7. Лена, может быть я немного забегаю вперед, но мне хотелось бы узнать какую ткань следует выбирать для батика, и каким образом обрабатывать края будущего шарфика или косынки? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, ответ на Ваш вопрос можете прочесть в заметке "Летний шарфик" из рубрики "Гардероб".

      Удалить
  8. Елена, спасибо большое за такое подробное описание необходимых для работы вещей. Я ждала Вашу статью. Теперь могу подготовить всё необходимое.
    И ещё у меня есть вопрос: когда Вы планируете начать уроки? Успею ли я вернуться из отпуска? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не волнуйтесь, Мария, отдыхайте спокойно. Даже если уроки начнутся раньше, Вы легко наверстаете упущенное.

      Удалить
    2. Спасибо Елена. Буду следить за новостями и информацией.

      Удалить